diod.club » Проектирование и дебаг » Общие вопросы проектирования электроники » Усилители звуковой частоты Сухова и(или) не только

Страниц (1): [1]
 

1. Victor_P. - 12 Марта, 2021 - 11:43:15 - перейти к сообщению
Доброго времени суток всем.

Опять (уже 3й раз) захотелось таки собрать (не просто начать и бросить как первые два раза, а довести до ума) УМЗЧ ВВ Николая Сухова, а также его регулятор громкости и тембра.
Недельное штудирование интернета в поисках версии на современной компонентной базе больше запутало, чем дало ответов. Версий много, какие из них нормальные, а какие "я у мамы инженер" понять сложно. Сам же Николай в интервью говорит, что схема с журнала Радио №6/7 1989 актуальна до сих пор (ну кроме известной ошибки на схеме с подключением подстроечника R32). Но в любом случае та схема мне не совсем подходит, так как хочестя собрать на современных компонентах.
Отсюда вопросы:
-есть ли нормальные актуальные схемы на современных компонентах и где их мскать?;
-есть ли аналогичные по характеристикам (очень интересует не только коэффициенты искажений, мощность, частотный диапазон, но и демпинг-фактор) УМЗЧ пригодные для повторения?;
-что собрать в качестве темброблока (регулятора громкости и тембра).

Может кто в курсе развития этой кострукции, собирал, просто владеет информацией,- буду рад выслушать всех.
Очень интересует мнение Леонида Ивановича как автора PA-9000, PA-2020, PA-8000. Кстати, Леонид Иванович, Вы довольно таки кардинально изменили выходной каскад схемы Николая, применив параллельно включенные транзисторы и соотв. схему для их раскачки, хотя сам Николай без особого энтузиазма относится к таким решениям. Ваше решение было вызвано принципиальным улучшением конструкции, или это было сделано для обеспечения нормальной работы усилителя на тех транзисторах, что применяли Вы?
В общем, надеюсь что вопросов у меня будет еще много и что-то из этого таки выйдет.

Сейчас более конкретные вопросы по темброблоку.
1. Насколько хорош оригинальный регулятор громкости и тембра Н. Сухова, опубликованный в Радио №10 за 1990 год? Может есть схемы поинтереснее.
2. Хочу выбросить возможность отключаемой тонкомпенсации (или не нужно этого делать?, тогда чем заменить К547КП1?, SSM2404 в продаже не найти), но при этом немного уменьшить ее глубину, для этого, как я понимаю, нужно вместо ключей поставить резисторы, шунтирующие С4,С6,С17,С18. Как их рассчитать?
3. Что делают (зачем нужны) корректирующие(?) емкости в обвязке К157УД2? Я так понимаю, они связаны с частотой работы этих ОУ. Если я собираюсь использовать ОУ, которые не требуют их применения (3шт OPA1602 или 2шт OPA1604) то и ладно или так не получиться и нужно искать другие ОУ с корректирующие цепями?
4. Потенциометры, которые сейчас можно купить есть только "стандартных" номиналов, а именно 5К, 10К, 20К, 50К и 100К. Соответственно для баланса пойдет 20К нормально, остальные придется ставить 10К (или тоже 20К), что при этом необходимо будет пересчитать?
5. Можно ли регулировку баланса (R21) сделать сдвоенным регулятором, подключив при этом один канал на левый вывод R21.1 и ползунок, а другой соответственно на правый вывод R21.2 и ползунок?

Для начала пока все, и так много буков написал Улыбка
2. Леонид Иванович - 18 Марта, 2021 - 20:16:01 - перейти к сообщению
Victor_P. пишет:
-есть ли нормальные актуальные схемы на современных компонентах и где их мскать?;


Версий УМЗЧ ВВ появилось много, но я подробно не разбирался с их схемотехникой.

Victor_P. пишет:
-есть ли аналогичные по характеристикам (очень интересует не только коэффициенты искажений, мощность, частотный диапазон, но и демпинг-фактор) УМЗЧ пригодные для повторения?;


Мое мнение, что начиная с некоторого уровня УМЗЧ перестает влиять на звучание. УМЗЧ ВВ обладает этим уровнем. Собирать что-то лучшее по объективным характеристикам особого смысла нет - ничего не поменяется. В свое время собирал классический УМЗЧ ВВ по схеме 89-го года, сейчас у меня используется УМЗЧ ВВ 2001. Никакой разницы по звучанию у этих версий я не заметил.

Victor_P. пишет:
-что собрать в качестве темброблока (регулятора громкости и тембра).


Свое мнение по поводу темброблока я высказал в схеме PA-8000. Там самый что ни есть классический темброблок с регуляторами в ОС. Регулятор громкости - классический переменник. Тонкомпенсации, конечно, не хватает, сейчас бы ее сделал.

Victor_P. пишет:
Леонид Иванович, Вы довольно таки кардинально изменили выходной каскад схемы Николая, применив параллельно включенные транзисторы и соотв. схему для их раскачки, хотя сам Николай без особого энтузиазма относится к таким решениям.


Когда-то эти усилители продавались в виде набора, было страшновато за выходные транзисторы - они на пределе ОБР. Ну и еще при больших токах хотелось не так сильно терять усиление. Для домашнего использования, конечно, нет никакой разницы, два транзистора в параллель, или один. Но и вреда от них тоже нет, два - это еще терпимый рост емкости. Вообще, моя схема публиковалась в "Радиохобби", она была одобрена Н. Суховым, выходной каскад в частности. Самая последняя моя версия схемы - это PA-2021. Все изменения в ней тоже обсуждались с Н. Суховым, у меня даже сохранилась переписка. Изменения там следующие:
1. Для поддержания нуля не используются входы балансировки основного ОУ. Это позволяет использовать большее количество разных ОУ, а судя по моделированию, еще уменьшает шумы. И ОУ интегратора работает в нормальном режиме, а не вблизи насыщения, как было раньше.
2. Изменен номинал в интеграторе, чтобы устранить паразитный подъем АЧХ вблизи 10 Гц.
3. Добавлены резисторы в базы выходных транзисторов, добавлены емкости между базами.
Из схемы PA-2020 унаследовано включение реле с использованием дополнительной цепочки ОС на нормально-замкнутые контакты, двухполюсник термокомпенсации с отдельной регулировкой падения и коэффициента (что совместно с конструктивом, где все транзисторы на общем радиаторе, дает очень хорошую стабилизацию тока покоя), защита с выборкой максимального тока выходных транзисторов, ну и элементная база обновлена.

Victor_P. пишет:
1. Насколько хорош оригинальный регулятор громкости и тембра Н. Сухова, опубликованный в Радио №10 за 1990 год? Может есть схемы поинтереснее.


Нормальный, но мне больше по душе классическая схема.

Victor_P. пишет:
2. Хочу выбросить возможность отключаемой тонкомпенсации (или не нужно этого делать?, тогда чем заменить К547КП1?, SSM2404 в продаже не найти), но при этом немного уменьшить ее глубину, для этого, как я понимаю, нужно вместо ключей поставить резисторы, шунтирующие С4,С6,С17,С18. Как их рассчитать?


Я бы оставил. Вариантов ключей есть множество. Самый аудиофильский - реле. Можно применить дискретные JFET, можно ключи серий ADG.

Victor_P. пишет:
3. Что делают (зачем нужны) корректирующие(?) емкости в обвязке К157УД2? Я так понимаю, они связаны с частотой работы этих ОУ. Если я собираюсь использовать ОУ, которые не требуют их применения (3шт OPA1602 или 2шт OPA1604) то и ладно или так не получиться и нужно искать другие ОУ с корректирующие цепями?


Есть ОУ с внутренней коррекцией, им емкости не нужны. Есть с внешней, тогда емкость выбирается в зависимости от используемого усиления. Сегодня проще всять ОУ с внутренней коррекцией и забыть о емкостях.

Victor_P. пишет:
4. Потенциометры, которые сейчас можно купить есть только "стандартных" номиналов, а именно 5К, 10К, 20К, 50К и 100К. Соответственно для баланса пойдет 20К нормально, остальные придется ставить 10К (или тоже 20К), что при этом необходимо будет пересчитать?


Резисторы - пропорционально, конденсаторы - обратно пропорционально.

Victor_P. пишет:
5. Можно ли регулировку баланса (R21) сделать сдвоенным регулятором, подключив при этом один канал на левый вывод R21.1 и ползунок, а другой соответственно на правый вывод R21.2 и ползунок?


Можно.
3. Victor_P. - 18 Марта, 2021 - 21:50:18 - перейти к сообщению
Леонид Иванович, спасибо.
Леонид Иванович пишет:
Свое мнение по поводу темброблока я высказал в схеме PA-8000. Там самый что ни есть классический темброблок ... Тонкомпенсации, конечно, не хватает, сейчас бы ее сделал.
Вот из-за нее (тонкомпенсации) именно Суховский и хочу.
Был еще вариант сделать методом реверс-инжиниринга клон регулятора тембра и громкости из CambridgeAudio CXA60, но врядли в этом есть большой смысл.
Отключение тонкомпенсации оставлю, но сделаю на миниатюрных реле типа RY-12W-K.
Теперь опять вопросы, без них никак.
1. Сейчас у всех современных источников стандартный размах выходного сигнала 2V RMS, соответственно хочу выбросить входной каскад (DA1.1, DA2.1), реглятор баланса мне не нужен плюс избавлюсь от лишнего источника шумов. Если я правильно посчитал, то Ку этого каскада около 6.4, а общий Ку оставшейся схемы 0,83. Таким образом, чтоб получить из 2В на входе 0.8В на выходе, нужно еще где-то поставить делитель на 2 (с учетом усиления 0,83). Вопрос где и какой? На самом выходе резисторный или изменить усиление каскада на DA3.1 резистором R18? Или третий вариант. В Вашем РА-8000 Ку каскада регулятора тембра равен 1. Можно использовать его, а делитель поставить перед ним? Тогда сама-собой решается задача по вводу режима DIRECT.
2. Как лучше отрезать входной каскад? Оставить все, начиная с С3? Куда поставить R1, сразу перед С3? Или есть нюансы?
3. Насколько сильно улучшаться (и улучшаться ли) параметры регулятора, если применить ОУ с полевиками на входе, с учетом того, что при однаковой стоимости такие ОУ сильнее шумят?

Леонид Иванович пишет:
Самая последняя моя версия схемы - это PA-2021.
А где ее можно посмотреть? В проектах есть только РА-2020.

И еще вопрос по трансформатору(ам) для УМ. Насколько критично применять 2 трансформатора? Нигде не видел какое напряжение должно быть у вторичек, только формула для тока. Исходя из +-45В выпрямленного, вторички должны быть по 32-33В, так? Ток не меньше 5А, лучше 6А? Выходит около 2х400Вт или 1х800Вт.
4. Леонид Иванович - 19 Марта, 2021 - 07:06:29 - перейти к сообщению
Victor_P. пишет:
Вот из-за нее (тонкомпенсации) именно Суховский и хочу.


Ради тонкомпенсации совсем не обязательно собирать эту схему. Примеров схем полно, прикрепил одну из схем.

Victor_P. пишет:
1. Сейчас у всех современных источников стандартный размах выходного сигнала 2V RMS


Сейчас модно слушать несовременные источники - винил, магнитофоны. Поэтому входной уровень лучше оставить прежний. А для входа CD можно просто добавить на вход делитель.

Victor_P. пишет:
2. Как лучше отрезать входной каскад? Оставить все, начиная с С3? Куда поставить R1, сразу перед С3? Или есть нюансы?


Входной каскад тут нужен в любом случае, чтобы получить низкое сопротивление перед РГ. Если усиление не надо, то первый каскад можно сделать в виде повторителя.

Victor_P. пишет:
3. Насколько сильно улучшаться (и улучшаться ли) параметры регулятора, если применить ОУ с полевиками на входе, с учетом того, что при однаковой стоимости такие ОУ сильнее шумят?


Слишком общий вопрос. Надо сравнивать конкретные типы ОУ.

Victor_P. пишет:
А где ее можно посмотреть? В проектах есть только РА-2020.


Добавил сюда.

Victor_P. пишет:
Насколько критично применять 2 трансформатора?


Хуже не будет, но можно и один. С одним трансформатором сложнее бороться с земляной петлей, нельзя будет разносить далеко входные разъемы.

Victor_P. пишет:
Нигде не видел какое напряжение должно быть у вторичек, только формула для тока. Исходя из +-45В выпрямленного, вторички должны быть по 32-33В, так? Ток не меньше 5А, лучше 6А? Выходит около 2х400Вт или 1х800Вт.


Зависит от желаемой выходной мощности. Делал вариант с питанием 45 В, делал и 56 В. Мощность трансформатора не надо считать "в лоб", средний потребляемый ток будет значительно ниже. Про трансформатор для усилителя можно прочитать в статье С. Агеева "Радио" 12-1999.
5. Victor_P. - 19 Марта, 2021 - 11:31:48 - перейти к сообщению
Леонид Иванович пишет:
Сейчас модно слушать несовременные источники - винил, магнитофоны.
"модно", "винил" и "магнитофоны" это вообще не про меня. У меня есть пара источников с выходом 2V RMS, основной ЦАП и выход преамп из ресивера. Никакого винила и пр., поэтому делитель будет на всю схему, вопрос лишь в том, где его лучше поставить.

Леонид Иванович пишет:
Слишком общий вопрос. Надо сравнивать конкретные типы ОУ.
Например биполярники OPA1611, OPA1612, OPA1602, полевики OPA134, OPA189, OPA2132, OPA2134, а также OPA827, OPA828, но у них цены совсем не гуманные.

Регулятор тембра будет скорее всего Ваш, с регулятором громкости пока непонятно. Моих познаний не хватает, чтобы понять какой вариант лучше, активный (Сухова) или пассивный (Ваш пример).
(Добавление)
Немного помикрокапил:
- пассивный регулятор из примера Леонида Ивановича:

- активный регулятор Сухова с тонкомпенсацией:

- активный регулятор Сухова с шунтирующими R319, R320 резисторами тонкомпенсации:


- активный регулятор Сухова с шунтирующими R319, R320 резисторами тонкомпенсации по 4ю7кОм:


С резисторами по 4.7кОм вродь ничего так получается, но регулировка громкости у Сухова маловата.
(Добавление)
Моделировал дальше в микрокапе и застрял.
Регулятор тембра сам по себе (что Сухова, что Леонида Ивоновича) моделируется отлично:

Регулятор громкости тоже:

Но вот вместе работать не хотят
При определенных значениях регулятора громкости симулятор сходит с ума:

Установил, что сходит с ума регулятор громкости, причем с включенной тонкомпенсацией таких глюков меньше, а с отключенной больше. Хочется знать, что это? Некорректная работа симулятора или действительно что-то не так со схемой.
6. Леонид Иванович - 30 Марта, 2021 - 22:47:53 - перейти к сообщению
Victor_P. пишет:
"модно", "винил" и "магнитофоны" это вообще не про меня. У меня есть пара источников с выходом 2V RMS


Эти источники возвращаются ко всем, кто хоть немного увлекается аудио. Поэтому лучше сразу сделать так, чтобы их подключение не вызвало проблем в дальнейшем. Делитель проще всего поставить на самом входе, он будет определять входное сопротивление, а за ним уже есть буфер.

Victor_P. пишет:
Например биполярники OPA1611, OPA1612, OPA1602, полевики OPA134, OPA189, OPA2132, OPA2134, а также OPA827, OPA828, но у них цены совсем не гуманные.


Из биполярных еще можно обратить внимание на LME49720, ну и классику 5532, 5534 тоже можно применить. Из полевых наиболее популярен, наверное, OPA2134. Если импеданс входных цепей высокий, тогда для получения низких шумов нужны полевые ОУ. Импеданс будет определяться выбранными номиналами регуляторов и желаемыми номиналами разделительныйх емкостей. Надо для каждого конкретного случая считать шумы, взяв из даташитов шумовое напряжение и шумовой ток для каждого ОУ. Слишком низкий импеданс может привести к росту гармоник, тут тоже надо смотреть параметры конкретных ОУ - зависимость искажений от сопротивления нагрузки. В общем, это типичная задача оптимизации.

Victor_P. пишет:
Моих познаний не хватает, чтобы понять какой вариант лучше, активный (Сухова) или пассивный (Ваш пример).


Мне активный не нравится тем, что регулировка не с нуля. Хотя с точки зрения шумов и искажений он предпочтителен. Но я такие никогда не применяю, просто делаю тонкомпенсацию обычному регулятору. Приведенный пример тонкомпенсации не единственный, схемы можно надергать из схем промышленной аппаратуры. Я обычно сам подбираю цепочки компенсации в симуляторе по желаемому семейству кривых. Так делал, в частности, для переносных магнитол.

Victor_P. пишет:
Но вот вместе работать не хотят


Вроде, это не связанные между собой блоки. Можно вместе не моделировать.
7. Victor_P. - 31 Марта, 2021 - 11:54:17 - перейти к сообщению
Леонид Иванович пишет:
...Делитель проще всего поставить на самом входе, он будет определять входное сопротивление, а за ним уже есть буфер.

Наверное так и сделаю на блоке входов, одни оставлю 1:1, другие 1:2.5. Хотя думал сделать делитель (пересчитать R1C1R2C2) на входе УМ, он при этом еще и шумы регулятора тембра уменьшил бы.

Цитата:
Из биполярных еще можно обратить внимание на LME49720, ну и классику 5532, 5534 тоже можно применить. Из полевых наиболее популярен, наверное, OPA2134.
OPA2134 это ж тот-же OPA134 только на 2 канала, довольно старый ОУ, сама TI предлагает вместо него в новых конструкциях использовать OPA1656. Биполярники 5532 у меня есть, но они тоже старые, те-же OPA1612, OPA1602 вродь как лучше по всем параметрам.

Цитата:
Мне активный не нравится тем, что регулировка не с нуля. Хотя с точки зрения шумов и искажений он предпочтителен...
Пока остановился на активном с резистором 100кОм, в симуляторе все срослось.
Глюки микрокапа победил - увеличил сопротивление источника с 1мОм до 1-3кОм и все стало нормально. И питание ОУ до +-12В уменьшил.

Сейчас в симуляторе все красиво:
без ТК, тембры 0:

ТК, тембры 0:

без ТК, тембры min/max:

ТК, тембры min/max:


Еще вопрос. При подключении данного темброблока к УМ по идее С12 не нужен, так? В УМ есть свой С1. По крайней мере в симуляторе без него лучше (фаза не так уходит).
8. Леонид Иванович - 31 Марта, 2021 - 17:18:11 - перейти к сообщению
Victor_P. пишет:
Хотя думал сделать делитель (пересчитать R1C1R2C2) на входе УМ, он при этом еще и шумы регулятора тембра уменьшил бы.


Поэтому я в своем усилителе ставил РГ после РТ.

Так делает и Douglas Self, у него есть хорошая статья "A low-noise preamplifier with variable-frequency tone controls", найти ее несложно. Вообще, в таком деле очень поможет книжка "Small Signal Audio Design".

А еще я в усилителе нормировал входные сигналы для каждого входа сдвоенными подстроечниками на задней панели, чтобы РТ работал всегда на постоянном уровне сигнала, а громкость не прыгала при переключении входов.

Victor_P. пишет:
OPA2134 это ж тот-же OPA134 только на 2 канала, довольно старый ОУ, сама TI предлагает вместо него в новых конструкциях использовать OPA1656.


Новых хороших ОУ полно, но цена обычно высокая. А даст ли заметное на слух улучшение применение новых ОУ - еще большой вопрос. Есть достаточный уровень качества, выше которого подниматься смысла нет. И он достигается на ОУ типа 2134 или 5532/34.

Victor_P. пишет:
Биполярники 5532 у меня есть, но они тоже старые, те-же OPA1612, OPA1602 вродь как лучше по всем параметрам.


Лучше, но намного дороже. И не сказать, что по всем. Шумовой ток, например, в 2.4 раза у новых выше.

Victor_P. пишет:
Еще вопрос. При подключении данного темброблока к УМ по идее С12 не нужен, так? В УМ есть свой С1.


Можно без него. Хотя обычно на выходе предварительного усилителя разделительную емкость ставят. Мало ли какой УМ подключат, может УПТ. Или ставят интегратор для поддержания на выходе нуля, что с точки зрения АЧХ примерно одно и то же.
9. Victor_P. - 01 Апреля, 2021 - 10:39:54 - перейти к сообщению
Леонид Иванович пишет:
Поэтому я в своем усилителе ставил РГ после РТ.
Блин, а так можно было? Шок

Цитата:
А еще я в усилителе нормировал входные сигналы для каждого входа сдвоенными подстроечниками на задней панели
Да, я видел это решение в РА-8000.

Цитата:
Шумовой ток, например, в 2.4 раза у новых выше.
Пересмотрел все характеристики, это единственный параметр, который хуже в новых ОУ, все остальные намного лучше. И в связи с этим можно перефразировать Ваше высказывание относительно новых ОУ: "А даст ли заметное на слух ухудшение этого параметра - еще большой вопрос. Есть достаточный уровень качества, выше которого подниматься смысла нет." Вчера разобрался как в микрокапе подключать библиотеки производителя, так что поиграюсь еще немного на "правильных" моделях ОУ.
Вообще, какой должен быть минимальный уровень обеих шумов (nV/√Hz, pA/√Hz), чтоб на них не обращать внимания, а также скорости нарастания выходного сигнала?

Еще пара вопросов по схеме и буду завязывать, пора уже начинать что-то делать Улыбка
1. Входной буфферный каскад можно так и отавить или добавить резистор 150к с обратной связи на землю?
2. Отключение тонкомпенсации релюхой позволило отключать тонкомпенсацию полностью, т.е. убрать не отключаемый в оригинальной схеме под'ём на ВЧ. Но при этом С5 одной ногой будет висеть в воздухе. Это полохо?

3. В буфферном каскаде лучше применять свой ОУ в каждом канале или можно один двухканалый? Существенного проникновения сигналов между каналами не будет?
10. Леонид Иванович - 03 Апреля, 2021 - 16:12:09 - перейти к сообщению
Victor_P. пишет:
Вообще, какой должен быть минимальный уровень обеих шумов (nV/√Hz, pA/√Hz), чтоб на них не обращать внимания


Обращать внимание всегда придется. От этих параметров зависит шум на выходе усилителя. Влияние шумового тока тем больше, чем выше импеданс в цепях входов ОУ. Для одной схемы лучше подойдет биполярный ОУ с низким e_шума, для другой нужен полевой ОУ с низким i_шума. Для каждой конкретной схемы надо считать шум с разными ОУ, затем сравнивать.

Victor_P. пишет:
а также скорости нарастания выходного сигнала?


Для синуса максимальная скорость нарастания равна 2*pi*f*A, для желаемой амплитуды сигнала можно посчитать необходимую скорость нарастания. Напрмиер, для передачи синуса 20 кГц амплитудой 10 В нужна скорость нарастания чуть выше 1 В/мкс. Для современных ОУ обычно скорость нарастания проблемой не является.

Victor_P. пишет:
1. Входной буфферный каскад можно так и отавить или добавить резистор 150к с обратной связи на землю?


Не понял, зачем резистор. Почему выбран OPA189? Это же zero-drift, внутри происходит коммутация для коррекции нуля с некоторой частотой, для аудио такие обычно не применяют.

Victor_P. пишет:
2. Отключение тонкомпенсации релюхой позволило отключать тонкомпенсацию полностью, т.е. убрать не отключаемый в оригинальной схеме под'ём на ВЧ. Но при этом С5 одной ногой будет висеть в воздухе. Это полохо?


Можно добавить резистор несколько МОм, который влиять на АЧХ не будет, но зафиксирует потенциал этой точки. Хотя на практике тут вряд ли будут проблемы и без него. Могут быть щелчки при переключении, но емкость малькая, вряд ли они будут заметны.

Victor_P. пишет:
3. В буфферном каскаде лучше применять свой ОУ в каждом канале или можно один двухканалый? Существенного проникновения сигналов между каналами не будет?


Можно сдвоенный, связь между половинками незначительная.
11. Victor_P. - 05 Апреля, 2021 - 16:06:50 - перейти к сообщению
Леонид Иванович пишет:
Не понял, зачем резистор. Почему выбран OPA189?
OPA189 просто на этом скрине, я их там больше десятка всяких пробовал, смотрел как будут характеристики меняться. По факту в симуляторе в этом месте они все одинаково себя ведут. Передаточная функция только отличается.
Резистор, чесно, не знаю зачем. Когда-то где-то видимо читал, что по обеим входам нужны одинаковые резисторы на землю, во всяком случае такая инфа в голове отложилась. Видимо или не то читал или не так понял.

Тут еще вопрос возник, если сделать переключаемый Ку:

то достаточно просто замыкать R323, т.е. оставить R323,Switch5,R322
или нужно переключать, т.е. оставить R323,Switch5,R324? Я склоняюсь к первому варианту (просто замыкать R323).

И по поводу номиналов резисторов в делителе. Исходя из чего их выбирают. Т.е. можно ж поставить 640кОм и 150кОм, а можно 64кОм и 15кОм. Результат будет одинаковым, но на чем-то это ж скажеться. Или нет? Сама TI в своих справочных материалах говорит, что:
"It should also be noted, that the gain is based on the ratio of the resistors, not their actual values. This means that the designer can choose from a wide range of values, within certain practical limits.
However, if the values of the resistors are too low, a great deal of current is required from the op amp output for proper operation. This causes excessive power dissipation in the op amp itself, which has many disadvantages. The increased dissipation leads to self-heating of the chip, which can cause a change in the dc characteristics of the op amp itself. Also, the heat generated can eventually cause the junction temperature to rise above 150°C, the commonly accepted maximum limit for most semiconductors...
From a practical sense, resistors below 10Ω and above 1MΩ are more difficult to procure, especially if precision resistors are required."

Т.е. разницы никакой в указанных пределах, но если у Вас есть какая-то информация про это, интересно было б её узнать.
12. Леонид Иванович - 06 Апреля, 2021 - 10:40:31 - перейти к сообщению
Victor_P. пишет:
где-то видимо читал, что по обеим входам нужны одинаковые резисторы на землю


В основном такую рекомендацию дают для ОУ с биполярным входным каскадом. У таких ОУ есть заметный входной ток (input bias current), который создает на резисторах падение. Это падение прикладывается ко входам ОУ, что приводит к появлению постоянного смещения на выходе, причем усиленного, если этот ОУ работает с усилением. Когда резисторы одинаковые, тогда падения друг друга компенсируют. Эта компенсация не совсем точная, потому что у ОУ входные токи не совсем одинаковые (input offset current). Поэтому смещение из-за входного тока все равно будет появляться, даже с одинаковыми резисторами. Чем они меньше, тем меньше смещение. Для ОУ с полевыми транзисторами на входе, можно считать, входного тока нет, там ограничений по резисторам нет. Вернее, они тоже есть, но по другим соображениям.

Victor_P. пишет:
Тут еще вопрос возник, если сделать переключаемый Ку:


Зависит от того, что хотите получить. Если замыкаете R323, получаете Ку = 1. Если он разомкнут и есть только R322, получаете Ку = 5.27. Если еще подключается R324, получаете Ку = 9.53.

Victor_P. пишет:
И по поводу номиналов резисторов в делителе. Исходя из чего их выбирают. Т.е. можно ж поставить 640кОм и 150кОм, а можно 64кОм и 15кОм. Результат будет одинаковым, но на чем-то это ж скажеться. Или нет?


Есть несколько аспектов. Для биполярных ОУ я уже написал - разница сопротивлений приведет к появлению смещения, высокие номиналы - тоже. Для полевых ОУ на смещение резисторы влиять не будут. Второй аспект - шумы. У биполярных ОУ есть шумовая составляющая входного тока, которая создает на резичсторах шумовое падение напряжения. Оно прикладывается к входу. Чем меньше резистор, тем меньше шум. Опять же, у полевого ОУ такого практически нет. Третий аспект - паразитные емкости. Когда резисторы большие, они начинают влиять сильней и искажают АЧХ. Для ВЧ-усилителей вообще это может привести к генерации. Четвертый аспект - если вход ОУ работает от источника с высоким выходным сопротивлением (например, от высокоомного делителя), то из-за нелинейности входного тока ОУ растут искажения. Для полевых ОУ такого нет, но есть другое - там есть нелинейная зависимость входной емкости от синфазного входного напряжения (для неинвертирующего усилителя - это входной сигнал), в результате тоже растут искажения. Пятый аспект - искажения растут при уменьшении сопроивления нагрузки ОУ. Тут разные ОУ ведут себя по-разному, для одних желательно нагрузка 10 кОм и выше, другие нормально работают даже на 600 Ом. Ну а практически резисторы делителя для усилителей в аудио выбирают в пределах 5 - 50 кОм.

Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
UaExBB Style

[Script Execution time: 7.7323]     [ Gzip Disabled ]